Воспитательная деятельность

Воспитательная деятельность в Университете нацелена на создание благоприятных условий для личностного и профессионального развития студенческой молодежи, формирование у выпускников вуза профессиональных и общекультурных компетенций.

Управление внеучебной деятельности и молодежной политики, которое организует в вузе воспитательную и внеучебную работу, включает в себя следующие подразделения:

  • отдел поддержки студенческой молодежи;
  • центр развития добровольчества и социального проектирования;
  • центр культуры и досуга.

Организацией воспитательной и внеучебной работы со студентами на факультетах руководят деканы и сотрудники деканатов, на кафедрах – ответственные за воспитательную работу на кафедре.

Определение воспитательных и развивающих задач осуществляется в контексте целей, задач и содержания профессионального образования. Задачи воспитательной работы университета условно можно разделить на несколько блоков, которые отражают видение данного направления деятельности администрацией и студенческим сообществом вуза, а также учитывают рекомендации к организации внеучебной работы в высших учебных заведениях, закрепленные в федеральных нормативных актах.

Блок 1 – «Корпоративная культура», которая в рамках медицинского вуза приобретает более широкое значение и во многом пересекается с профессиональной культурой врача:

  • формирование корпоративной культуры вуза, определяющей систему ценностных ориентиров обучающихся, сотрудников и преподавателей Университета;
  • укрепление и развитие традиций Университета;
  • воспитание у обучающихся высоких духовно-нравственных качеств и норм поведения;
  • совершенствование системы работы по социокультурной адаптации студентов-первокурсников;
  • повышение общего культурного уровня обучающихся, культуры поведения, речи и общения.

Решение данных задач служит достижению цели формирования личности будущего врача, ключевые характеристики, которой закреплены в Кодексе профессиональной этики врача Российской Федерации, Этическом кодексе обучающихся медицине и фармации, а также Уставе Университета.  

Блок 2 – «Гражданско-патриотическое воспитание» стало ключевым направлением воспитательной работы в соответствии с расширенным определением воспитания, закрепленным в Федеральном законе от 31 июля 2020 г. №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». Следует отдельно отметить, что в связи с внедрением в деятельность учебных заведений Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023 годы (утв. Президентом Российской Федерации 28 декабря 2018 г. № Пр-2665) большое внимание уделяется работе по профилактике проявлений национализма и экстремизма в студенческой среде, что безусловно входит в программу гражданско-патриотического воспитания:

  • формирование патриотического сознания и активной гражданской позиции студенческой молодежи Университета;
  • проведение комплекса профилактических мероприятий по предупреждению наркомании, табакокурения, употребления алкоголя, любых проявлений национализма и экстремизма в студенческой среде.

Блок 3 – «Со-управление университетом» является частью плана по развитию государственной молодежной политики в соответствии с Распоряжением Правительства от 29.11.2014 г. № 2403-р «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»:

  • создание в вузе условий для развития студенческих инициатив и реализации различных студенческих проектов;
  • развитие и совершенствование деятельности органов студенческого самоуправления и волонтерского движения Университета;
  • привлечение к организации внеучебной, социально-значимой деятельности широкого круга обучающихся Университета, обучение студенческого актива основам управленческой деятельности, формирование лидерских качеств выпускников вуза;
  • совершенствование работы кураторов студенческих академических групп.

Блок 4 – «Доступная среда для разностороннего развития каждого», как одна из целей-приоритетов Университета по воспитательной работе до 2025 года:

  • создание благоприятных условий для самовоспитания и самореализации обучающихся;
  • поиск эффективных форм воспитательной и культурно-досуговой деятельности;
  • развитие кружкового движения в Университете;
  • создание условий для непрерывного развития творческих способностей студентов и организации их досуга, приобщения к основам отечественной культуры, художественной самодеятельности, вовлечение обучающихся в творческие коллективы Университета;
  • формирование у обучающихся мотивации и навыков здорового образа жизни.

Следует отметить, что задачи третьего и четвертого блоков, помимо всего прочего, отвечают требованиям, предъявляемым к вузам в рамках третей миссии университетов, а, следовательно, их решение направлено не только на формирование личности обучающихся, но и позиционирование вуза в регионе, через вклад в его развитие.

Блок 5 – «Социальные гарантии», как средства, способы и условия, с помощью которых обеспечиваются условия жизнедеятельности в области социально-экономических и социально-политических прав членов студенческого общества.

  • обеспечение социальной защиты и психологической поддержки студентов вуза;
  • совершенствование воспитательной и социальной деятельности в студенческих общежитиях университета.

Организация воспитательной работы в Университете осуществляется с учетом особенностей медицинского вуза и региона, в котором он расположен, спектра актуальных проблем, которые имеют место в студенческой среде, индивидуальных психологических и возрастных особенностей, а также интересов и потребностей студентов, и нацелена на создание благоприятных условий для личностного и профессионального развития студенческой молодежи, формирование у выпускников вуза профессиональных и общекультурных компетенций.