Доступная среда

В РязГМУ проводятся работы по реконструкции инфраструктуры для обеспечения  доступности зданий и помещений инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Планируется, что в результате комплексных работ здания, предназначенные для реализации программ подготовки инвалидов, будут соответствовать условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья,  и обеспечен доступ к зданиям и сооружениям, расположенных на территории вуза.

В 2014 году проведен текущий ремонт санузла доступного для студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья в библиотеке по адресу: г. Рязань ул. Шевченко д.34 к.2 . В универсальной кабине, предназначенной для пользования всеми категориями студентов с ограниченными возможностями, предусмотрена возможность установки откидных опорных поручней, штанг, поворотных или откидных сидений.

 Санитарно-гигиеническая кабина оборудована раковиной с поручнем для инвалидов. Размер раковины 550х450х200 мм, внешние размеры поручня для инвалидов (ДхШхВ): 730х550х750мм, нагрузка на поручень до 150 кг. Унитаз для МГН   имеет высокую чашу - 50 см, горизонтальный выпуск, комплектуется дюропластовым сиденьем для унитаза с крышкой. Помимо этого, в кабине установлены поручни откидные для МГН и поручни стационарные для МГН.

В 2015 году в РязГМУ запланировано оборудование входов доступных для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата в здания общежития лечебного факультета, фармацевтического корпуса и медико-профилактического корпуса пандусами  с перилами с двух сторон и максимальным уклоном   8%.  

Бассейн «Аквамед», построенный в РязГМУ  в рамках проекта партии «Единая Россия»  «500 бассейнов», доступен инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

Проектом предусмотрены условия жизнедеятельности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Главный вход здания оборудован пандусом с уклоном 8%, навесом, оснащен поручнями высотой 0,9м. и 0,7 м., поверхности покрытия входной площадки и тамбура не допускают скольжения и намокания.

Коридоры, проемы и двери, встречающиеся на путях движения инвалидов, отвечают требованиям СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» и ГОСТ 12.1.004. Их ширины приняты с учетом маневрирования кресла-коляски, диаметра самостоятельного разворота 90-180 градусов принят 1,4 м., открывание дверей от себя или к себе. На путях передвижения МГН отсутствуют перепады высоты и ступени.

Внутренняя лестница доступна для МГН, ширина марша составляет 1,35. Ширина проступи принята 0,3 м. Высота подъема ступени 0,15м., уклон лестницы 1:2 Предусмотрены перила высотой 0,9. Ступени облицованы шероховатой плиткой, без выступов, ребро ступени имеет закругление радиусом 0,05

В здании запроектирована специальная подъемная платформа для МГН

На первом этаже предусмотрена специальная санитарно-гигиеническая кабина, доступная для всех групп населения шириной 1,65 м., глубина 2,82. Универсальная кабина оснащена унитазом с устройством двух откидывающихся опор для рук  с бумагодержателем. Сбоку от унитаза предусмотрено место для кресла-каталки шириной 800 мм, оборудованное горизонтальными поручнями на высоте 750 мм., кнопкой слива воды на высоте 850 мм, Вокруг раковины установлены горизонтальные поручни на высоте 750 мм, высота устройства раковины 750 – 850 мм).

Подразделением университета, ответственным за обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья является учебный отдел. Основная цель деятельности структурного подразделения, ответственного за обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: создание условий по обеспечению инклюзивного обучения инвалидов по программам высшего образования.

В задачи данного структурного подразделения входит довузовская подготовка и профориентационная работа с абитуриентами-инвалидами, сопровождение инклюзивного обучения студентов-инвалидов, решение вопросов развития и обслуживания информационно-технологической базы инклюзивного обучения, программ дистанционного обучения инвалидов, социокультурной реабилитации, содействия трудоустройству выпускников-инвалидов, создания безбарьерной архитектурной среды.

Учебный отдел ведет специализированный учет инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на этапах их поступления, обучения, трудоустройства.

На базе факультета клинической психологии подготовлены тьютеры, обеспечивающие комплексное сопровождение образовательного процесса инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья. Тьютор организует процесс индивидуального обучения инвалида; организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве. Совместно с обучающимся-инвалидом распределяет и оценивает имеющиеся ресурсы всех видов для реализации поставленных целей. Тьютор также выполняет посреднические функции между студентом-инвалидом и преподавателями с целью организации консультаций или дополнительной помощи преподавателей в освоении учебных дисциплин.

При поступлении в вуз абитуриенты-инвалиды, не имеющие результатов Единого государственного экзамена, могут самостоятельно выбирать, сдавать ли им вступительные испытания, проводимые вузом самостоятельно, или Единый государственный экзамен в дополнительные сроки. При выборе абитуриентом-инвалидом вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно, в университете созданы специальные условия, включающие в себя возможность выбора формы вступительных испытаний (письменно или устно), а также возможность использовать технические средства, помощь ассистента, при необходимости увеличение продолжительности вступительных испытаний.

Для студентов с нарушениями слуха, лекционные аудитории университета оборудованы звукоусиливающей аппаратурой, мультимедийными средствами и другими техническими средствами приема-передачи учебной информации в доступных формах.

Для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата используются альтернативные устройства ввода информации, в частности специальные возможности операционной системы Windows, такие как экранная клавиатура, с помощью которой можно вводить текст, настройка действий Windows при вводе с помощью клавиатуры или мыши.

Учебный отдел обеспечивает организационно-педагогическое сопровождение студентов-инвалидов. Организационно-педагогическое сопровождение направлено на контроль учебы студента-инвалида в соответствии с графиком учебного процесса в условиях инклюзивного обучения. Организационно-педагогическое сопровождение может включать: контроль за посещаемостью занятий; помощь в организации самостоятельной работы в случае заболевания; организацию индивидуальных консультаций для длительно отсутствующих студентов; контроль аттестаций, сдачи зачетов, экзаменов, ликвидации академических задолженностей; коррекцию взаимодействия преподаватель - студент-инвалид в учебном процессе; консультирование преподавателей и сотрудников по психофизическим особенностям студентов-инвалидов, коррекцию ситуаций затруднений; инструктажи и семинары для преподавателей, методистов и т.д.

Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья университет устанавливает особый порядок освоения физкультуры на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры. Это могут быть подвижные занятия адаптивной физкультурой в специально оборудованных спортивных, тренажерных и плавательных залах или на открытом воздухе, которые проводятся специалистами, имеющими соответствующую подготовку. Для студентов с ограничениями передвижения это могут быть занятия по настольным, интеллектуальным видам спорта. В учебный план включены разделы, посвященные поддержанию здоровья и здорового образа жизни.

Для осуществления личностного, индивидуализированного социального сопровождения обучающихся инвалидов в университете внедрена такая форма сопровождения, как волонтерское движение среди студенчества. Волонтерское движение не только способствует социализации инвалидов, но и продвигает остальную часть студентов навстречу им, развивает процессы интеграции в молодежной среде, что проявляется с положительной стороны и в общественной жизни.

Студенческая поликлиника университета обеспечивает оказание врачебной помощи при травмах, острых и хронических заболеваниях; осуществления лечебных, профилактических и реабилитационных мероприятий (в том числе организацию динамического наблюдения за лицами с хроническими заболеваниями, длительно и часто болеющими); пропаганду гигиенических знаний и здорового образа жизни среди студентов в виде лекций и бесед, наглядной агитации.

Принятые  меры обеспечивают создание условий для инклюзивного обучения студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья.