Медико-профилактический факультет

Презентация декана факультета - Встреча с первокурсниками (30 августа 2024 г)

Адрес:
390026, г. Рязань, ул.Высоковольтная д. 7, к. 1 (медико-профилактический корпус), 1 этаж, каб. 164

E-mail: t.motalova@rzgmu.ru

Телефон: (4912) 97-18-26

Часы работы:
С понедельника по пятницу с 15:00 до 18:00, в субботу с 12:00 до 15:00 

Декан факультета:
Моталова Татьяна Викторовна, кандидат медицинских наук, доцент

На медико-профилактическом факультете осуществляется подготовка специалистов для учреждений Роспотребнадзора с правом поступления на государственную гражданскую службу, специалистов для центров гигиены и эпидемиологии, а также врачей-эпидемиологов и врачей микробиологических и клинических лабораторий для работы в больницах и поликлиниках.

Санитарно-гигиенический факультет был открыт в Рязанском медицинском институте имени академика И.П. Павлова в 1962 г., в 1991 г. переименован в медико-профилактический. За время работы на факультете подготовлено более 10000 врачей медико-профилактического профиля.
Образовательная программа подготовки специалиста медико-профилактического профиля осуществляется в соответствии с ФГОС ВО по специальности 32.05.01 – Медико-профилактическое дело с присвоением квалификации Врач по общей гигиене, по эпидемиологии
Образовательная программа рассчитана на 6 лет и включает блоки:

  • гуманитарных и социально-экономических дисциплин,
  • естественно-научных, математических и медико-биологических дисциплин,
  • профессиональных  дисциплин в составе медико-профилактических и клинических дисциплин.

При организации учебного процесса, особенно по дисциплинам специальности особое внимание уделяется практической подготовке студентов к работе по приобретаемой специальности.

Учебная практика по всем клиническим дисциплинам осуществляется на практических занятиях в лечебно-профилактических организациях и составляет до 25% объема соответствующих дисциплин.

Производственная практика осуществляется в качестве:

  • помощника палатной и процедурной медсестры,
  • лаборанта ЛПО и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии»,
  • помощника врача стационара,
  • помощника врача-специалиста учреждения, осуществляющего деятельность в целях обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и специалиста органа, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

Освоение практических навыков по специальности начинается в ходе практических занятий на кафедрах при работе с лабораторным оборудованием и приборами, а также при решении ситуационных задач, которые составляются на основе реальных материалов деятельности органов и организаций Роспотребнадзора. Формирование у студентов и совершенствование навыков обследования объектов надзора и инструментально-лабораторного обеспечения достоверности его результатов осуществляется на базовых объектах кафедр дисциплин специальности.

Базовыми объектами профильных кафедр медико-профилактического факультета являются:

  • коммунальные объекты;
  • объекты пищевой промышленности;
  • предприятия торговли и общественного питания;
  • детские дошкольные и образовательные учреждения.

К базовым объектам кафедр дисциплин специальности «Медико-профилактическое дело» относятся также Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в Рязанской области. На базовых объектах студенты старших курсов во время летней производственной практики закрепляют практические навыки, приобретенные в процессе обучения в вузе. При этом специалисты органов и организаций Роспотребнадзора при работе со студентами во время летней производственной практики особое внимание уделяют правовым и экономическим аспектам деятельности органов и организаций Роспотребнадзора.

У студентов медико-профилактического факультета учеба сочетается со многими другими видами деятельности.

Студенты медико-профилактического факультета живут полноценной студенческой жизнью. Они активно участвуют во всех общественных мероприятиях вуза, занимаются в художественной самодеятельности и спортивных секциях, принимают участие в университетских, городских и межвузовских спортивных соревнованиях; пишут стихи, рисуют, занимаются художественной фотографией и другими видами творчества.

Значительная часть студентов, особенно старших курсов, занимаются в студенческих научных кружках. Научная работа студентов медико-профилактического факультета – членов студенческого научного общества осуществляется в соответствии с научными направлениями деятельности кафедр университета. Результаты научных исследований студентов факультета представляются на ежегодных студенческих научно-практических и научных конференциях. Результаты лучших студенческих работ публикуются в вузовских сборниках студенческих научных работ, а также в совместных статьях с преподавателями кафедр, представляются на республиканских и межвузовских студенческих конференциях. Студенты факультета – члены студенческих научных кружков неоднократно принимали участие во Всероссийских и межвузовских олимпиадах по гигиене и эпидемиологии, занимали призовые места.

Все виды общественной деятельности студентов осуществляются при активной организующей роли актива студенческого факультета, куда входят активные, обладающие организаторскими способностями студенты.

Ежегодно на медико-профилактическом факультете проводится заключительная конференция Дня факультета, с приглашением преподавателей кафедр и сотрудников учреждений Роспотребнадзора, на которой в торжественной обстановке подводятся итоги деятельности факультета и студентов с награждением лучших из них.

Обучение на факультете завершается государственной итоговой аттестацией, которая проходит в 2 этапа:

  • междисциплинарное тестирование,
  • итоговое собеседование по ситуационным задачам и теоретическому материалу медико-профилактических профессиональных дисциплин специальности  –  общественному здоровью и здравоохранению, коммунальной гигиене, гигиене питания, гигиене труда, гигиене детей и подростков, радиационной гигиене, эпидемиологии.

По итогам государственной итоговой аттестации Государственная аттестационная комиссия принимает решение о присвоении выпускнику медико-профилактического факультета квалификации Врач по общей гигиене, по эпидемиологии и выдаче диплома о высшем образовании государственного образца.

По окончании обучения в вузе выпускник медико-профилактического факультета может продолжить образование в ординатуре сроком два года по основным специальностям:

  • общая гигиена с последующей возможностью получения специальности, требующей дополнительной подготовки  –  коммунальная гигиена, гигиена питания, гигиена труда, гигиена детей и подростков, радиационная гигиена, санитарно-гигиенические лабораторные исследования, гигиеническое воспитание;
  • эпидемиология  с последующей возможностью получения специальности, требующей дополнительной подготовки – бактериология, вирусология, дезинфектология, паразитология;
  • социальная гигиена и организация госсанэпислужбы;
  • клиническая лабораторная диагностика с последующей возможностью получения специальности, требующей  дополнительной подготовки  –  бактериология, вирусология, лабораторная микология, лабораторная генетика.

По окончании ординатуры выпускник получает сертификат специалиста, предоставляющий право работать в территориальных Управлениях Роспотребнадзора, Федеральных бюджетных учреждениях здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии» а также в лечебно-профилактических организациях в качестве врача-эпидемиолога или врача-лаборанта.

Выпускники, проявившие в процессе обучения в вузе высокие способности и склонность к научной и педагогической работе, продолжают обучение в аспирантуре с последующим трудоустройством на одной из кафедр вуза.

Главной задачей факультета является подготовка кадров, соответствующих требованиям санитарно-эпидемиологической службы страны в условиях современного динамично изменяющегося и развивающегося общества. Подготовка специалистов медико-профилактического профиля осуществляется на 36 кафедрах университета, 12 из которых относятся к медико-профилактическому факультету.На кафедрах дисциплин специальности медико-профилактического факультета работают 6 докторов и 19 кандидатов наук.

Сотрудники кафедр наряду с учебной деятельностью ведут активную методическую и научную работу. На факультете сформированы и успешно развиваются 5 научных школ:

  • современные закономерности формирования здоровья отдельных групп населения и разработка научных основ профилактики заболеваний;
  • научные основы медицины труда, экологического благополучия населения и окружающей среды;
  • исследование системной организации сложных форм поведения в условиях нормы и стрессовых воздействий у человека и животных;
  • проблемы морфогенеза репродуктивных и сосудистых систем человека и влияние на организм факторов внешней среды;
  • разработка новых медицинских технологий на основе воздействия магнитным полем.

Сотрудниками кафедр медико-профилактического факультета изучаются:

  • проблемы загрязнения воздуха и воды;
  • вопросы рационального питания населения;
  • вопросы профилактики заболеваний рабочих отдельных отраслей промышленности и предприятий различных форм собственности;
  • гигиенические направления формирования здоровья школьников;
  • иммунологические аспекты инфекционных  болезней;
  • эпидемиологический надзор, меры борьбы и профилактики, научные основы снижения заболеваемости населения инфекционными болезнями;
  • значение условно-патогенных микроорганизмов в патологии человека;
  • действие физико-химических факторов среды на организм и профилактика неблагоприятных эффектов;
  • возможность использования некоторых физических факторов в лечении различных заболеваний и способы ее реализации.

Как научная, так и методическая работа кафедр дисциплин специальности осуществляется в тесном контакте с сотрудниками органов и учреждений Роспотребнадзора.

Высокий уровень преподавания базовых медицинских дисциплин специальности, тесная связь профильных кафедр медико-профилактического факультета с практическими органами и организациями Роспотребнадзора позволяют готовить высококвалифицированных и востребованных специалистов. Но приобретение глубоких и прочных знаний, уверенных навыков невозможно без постоянного и упорного труда самих студентов. Многие наши студенты, уделяя должное внимание учебной работе, на промежуточных и итоговой аттестации демонстрируют высокий уровень знаний и необходимых умений, что позволяет им в достаточно жестких конкурентных условиях сохранять высокий уровень востребованности практическими органами Роспотребнадзора Российской Федерации.